Фаджр 06:18 Восход 07:54 Зухр 12:09 Аср 14:28 Магриб 16:14 Иша 17:50
Расписание на год на месяц

Муфтий Ильяс Патель: Итикаф – подробный разбор

642 azan.kz

Муфтий Ильяс Патель: Итикаф – подробный разбор

Сказал Ибн Кайим, рахимахуллах:

 

«Основная цель и’тикафа – привязать сердце человека к Аллаху, когда он (человек) достигает внутреннего сосредоточения, и пропадает  у него озабоченность приземленными вещами, и все его сердце начинает занимать мысль о вечности, и достигает такого состояния, когда все его страхи, надежды, ощущения, заменяются любовью к Аллаху и мыслями о Нем. Беспокойство о мирском преобразуется в страх перед Всевышним, каждые мысль и чувство полны рвением заслужить Его довольство; преданность миру заменяется на преданность Аллаху, и это становится преддверием могилы, где не будет ни друга, ни помощника. Вот – высокая цель и’тикафа, который считается самой возвышенной частью Рамадана, его последних десяти дней».


Подобным образом отмечает Шах Валиулла:

 

«И’тикаф в мечети есть средство для достижения умиротворения в разуме и очищения сердца, когда человек уподобляется ангелам (в преданности Аллаху), имеет возможность застать Лейлят-уль-Кадр, посвятить себя молитве и размышлению. Аллах отделил последние десять дней Рамадана для этого и сделал его сунной благочестивых и добродетельных рабов».

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда соблюдал и’тикаф, и многие мусульмане, поэтому, стараются следовать этому. И’тикаф стал особенностью месяца Рамадан и считается практикой преданных и благочестивых рабов. Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда соблюдал и’тикаф в течение последних десяти дней месяца Рамадан до конца своей жизни. После его смерти его жены поддерживали эту традицию (Бухари). Также передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал и’тикаф в течение десяти дней каждый год в месяце Рамадан, а в год, когда он скончался, он соблюдал его в течение двадцати дней. (Бухари).

Смысл и’тикафа 

 

И’тикаф представляет собой пребывание в мечети в течение определенного времени с намерением на и’тикаф. В общем, не существует каких-то ограничений во времени, сколько времени нужно провести в мечети, чтобы это считалось и’тикафом. Однако, суннат-и’тикаф должен продолжаться не менее десяти дней в Рамадане, иначе сунна не будет считаться исполненной. Если человек сделал обещание на и’тикаф ваджиб (и’тикаф по обету), то этот и’тикаф должен продолжаться не менее одного дня и одной ночи (Бадаи ас-Санаи).
 

Кто может соблюдать и’тикаф 
  1. Чтобы и’тикаф был действительным, человек должен быть здоровым мусульманином (находиться в здравом уме); и’тикаф душевнобольного человека или неверующего не будет действительным. Однако подобному тому, как ребенок (не достигший совершеннолетия) может совершать намаз или держать пост, и он будет действительным, таким же образом ребенок может совершать и’тикаф (Бадаи ас-Санаи).
     
  2. Женщина также может совершать и’тикаф в своем доме, находясь в специальном месте для ибадата. Однако ей необходимо получить разрешение своего мужа для совершения и’тикафа. Более того, важно, чтобы она не находилась в состоянии хайда или нифаса.
     
  3. Для суннат-и’тикафа и ваджиб-и’тикафа необходимо, чтобы человек держал при этом пост – если человек не будет держать пост, он не может соблюдать данные категории и’тикафа. Но для нафль-и’тикафа находиться в состоянии поста необязательно.

 

Место совершения и’тикафа

 

Для мужчин и’тикаф нужно совершать только в мечети. Самое благословенное место для и’тикафа – это Запретная мечеть в Мекке, следующее по значимости место для и’тикафа – Мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, третье благословенное место для и’тикафа – Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, и четвертое – каждая джума-мечеть города. Однако вовсе нет необходимости совершать и’тикаф обязательно в джума-мечети, его можно совершать в любой мечети, где читаются ежедневные пять молитв с джамаатом. Если же мечеть такова, что в ней не совершаются пять намазов каждый день, то на этот случай есть разные мнения между учеными, некоторые считают, что в этой мечети можно совершать и’тикаф, другие считают, что нельзя (Ибн Абидин).
 

Однако, и’тикаф нельзя совершать в мечети, где пять молитв ежедневно совершаются только в Рамадан (Фатава Рахимийя, т .2, с. 30).
 

Виды и’тикафа
 

И’тикаф маснун (суннат-и’тикаф): этот вид и’тикафа совершается только в месяц Рамадан, в его последние десять дней, он начинается на 21 ночь Рамадана и заканчивается, когда становится видна луна месяца Шавваль (то есть, накануне праздника Идуль-фитр). Он называется суннат, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение совершать этот и’тикаф каждый Рамадан.
 

И’тикаф нафль его можно совершать в любое время.
 

И’тикаф ваджиб: это относится к двум видам и’тикафа, и’тикаф, который становится ваджибом вследствие обета или клятвы (назр), или и’тикаф када, когда человек возмещает пропущенный и’тикаф маснун.
 

Значение маснун-и’тикафа
 

И’тикаф, который совершается в течение десяти дней Рамадана, известен, как и’тикаф маснун. Время этого и’тикафа начинается после завершения 20-го дня Рамадана, то есть, после захода солнца и до появления луны Шавваля (луны Ида). В связи с тем, что этот и’тикаф начинается с двадцать первой ночи Рамадана, а ночь считается с захода солнца, для человека, который желает совершать этот и’тикаф, необходимо пересечь границу мечети до намаза магриб, чтобы заход солнца произошел, когда он будет находиться в мечети.
 

И’тикаф маснун считается сунной муаккада кифайя. Это означает, что если один человек, который живет в каком-то районе, где есть мечеть, совершает и’тикаф, в таком случае и’тикаф выполняется от имени всех жителей это области. Если же никто в этом районе не совершит и’тикаф, то все жители области несут ответственность за грех оставления сунны.
 

Как видно из вышесказанного, это обязанность каждого жителя района или поселка, установить, будет ли какой-то житель их местности совершать и’тикаф в мечети или нет.
 

Однако недопустимо нанимать какого-то человека для совершения и’тикафа за плату, поскольку недопустимо совершать ибадат за деньги или жалованье (Ибн Абидин).
 

Если ни один из жителей той или иной области не сможет совершать и’тикаф по уважительным обстоятельствам, необходимо пригласить человека из другой местности, чтобы его совершить (Фетвы Даруль улюм Деобанд).
 

Основное положение и’тикафа заключается в том, чтобы оставаться в границах мечети на протяжении всего времени совершения и’тикафа, кроме причин, которые считаются уважительными (подробности будут приведены ниже). Если человек покидает границы мечети (даже на краткий миг) без уважительных причин, то этот день и’тикафа теряет свою силу.
 

Оставление мечети по причинам шариатской необходимости
 

Под терминами шариатской необходимости мы подразумеваем необходимость, по которой шариат дозволяет человеку, совершающему и’тикаф, покинуть границы мечети.

 

И’тикаф не теряет свою силу, если человек уходит из мечети по этим причинам, к которым относятся следующие:
 

  1. Необходимость справить естественную нужду.
     
  2. Необходимость совершить гусль в случае осквернения (джунуб), если в самой мечети нет возможности это сделать.
     
  3. Необходимость совершить вуду, если в самой мечети нет возможности его совершить.
     
  4. Необходимость принести еду или воду, если никто другой не может сделать это (для человека, который совершает и’тикаф).
     
  5. Необходимость для муаззина выйти, чтобы провозгласить азан.
     
  6. Если в данной мечети (где совершается и’тикаф) не читается пятничный намаз, то дозволяется пойти в иную мечеть для совершения пятничного намаза.
     
  7. Необходимость перейти в другую мечеть в каком-то крайнем случае (пожара, стихийного бедствия, угрозы для жизни).

 

Кроме этих необходимостей, не дозволяется покидать границы мечети. Далее мы, с позволения Аллаха, более подробно расскажем про каждую причину.

 

Естественные нужды
 

 Человек, который совершает и’тикаф, может оставить мечеть, чтобы справить малую или большую нужду. Что касается мочеиспускания, ему следует пойти  к месту, ближайшему к мечети, где можно помочиться. В отношении дефекации, если туалет пристроен к мечети, то следует справить нужно там, и будет недопустимо идти в другое место. Однако если человек не может справить нужду вследствие своего характера или по какой-то болезни в ином месте, кроме своего дома, то допустимо для него пойти к себе домой для этой цели, даже если туалет расположен рядом с мечетью. (Ибн Абидин).

 

Если у человека нет подобных проблем, ему следует использовать туалет в мечети. Если такой человек не воспользуется туалетом в мечети и пойдет к себе домой, его и’тикаф становится недействительным, по мнению некоторых ученых (Ибн Абидин).
 

 Если в мечети нет туалета или невозможно справить нужду в нем, то в таком случае допускается пойти домой, чтобы справить там нужду, несмотря на расстояние до дома (Ибн Абидин).

 

 Если дом друга или родственника находится рядом с мечетью, не обязательно идти в дом своего друга или родственника, чтобы справить нужду. Несмотря на это, человеку разрешается идти в свой дом, даже если он находится от мечети дальше, чем дом такого друга или родственника (Ибн Абидин)

 

 Если человек владеет двумя домами, то он должен идти к тому, который ближе от мечети. Если он идет к более удаленному дому, то его и’тикаф становится недействительным, по мнению некоторых улемов. (Алямгири)

 

 Если туалет занят, то допустимо подождать, пока он не освободится. Но недопустимо оставаться там даже на одну минуту дольше, чем это необходимо для справления нужды. Если человек остается там дольше, его и’тикаф оказывается недействительным. (Барджанди)

 

 Допустимо поздороваться с кем-то или ответить на салам, или кратко поговорить в доме, или на пути в туалет и по возвращении, при условии, что человек  удовольствуется таким кратким разговором (Миркат)

 

 Необязательно идти в туалет или возвращать оттуда быстро. Допустимо также идти медленно. (Алямгири)

 

 По пути в туалет не следует останавливаться по просьбе какого-то человека. Необходимо указать на другого человека (который может исполнить его просьбу), если некто находится в состоянии и’тикафа. Если человек останавливается для какой-то цели по просьбе другого человека, его и’тикаф становится недействительным.

 

Это относится и к такой ситуации, когда должника остановит тот, кому он должен. В соответствии с мнением имама Абу Ханифы,   и’тикаф теряет силу в этом случае, однако, мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, и’тикаф не теряет силу в таком случае. Имам Сарахси также предпочел мнение двух последних имамов вследствие его легкости (Мабсут). Тем не менее, меры предосторожности требуют, что нельзя останавливаться на дороге при любых обстоятельствах.
 

 Если какой-либо человек пошел к себе домой с целью справления нужды, будет допустимым для него сделать вуду там же после посещения туалета. (Маджмауль Анхар)

 

 Истинжа (очищение от нечистоты после справления нужды) входит в понятие «справление нужды». Следовательно, если человек страдает от недержания мочи, он может выйти на улицу с целью совершить истинжа по этой причине, ученые считают истинжа отдельной необходимостью, которая дает человеку возможность покинуть мечеть. (Ибн Абидин)

 

 При совершении и’тикафа находиться в состоянии вуду является мустахабом [желательным], а не ваджибом [обязательным]. Читать книги  по тафсиру и фикху в состоянии вуду также мустахаб. (Фатава Махмудийя, т. 3, с. 117/2)

 

 В состоянии и’тикафа можно узнавать у посетителей мечети о тех, кто отсутствует. (Там же)

 

Гусль
 

Допускается человеку в состоянии и’тикафа покинуть мечеть с целью совершения гусля после семяизвержения. Если человек может каким-то образом совершить омовение в мечети, например, сидя в какой-то большой емкости и поливая себя водой, выполняя омовение таким образом, чтобы вода не разлилась в мечети, ему не разрешается выйти на улицу для совершения гусля. Однако, если это невозможно или возможно с большими сложностями, ему разрешается покинуть мечеть для совершения гусля (Фатхуль Кадир). Если в мечети человеку по какой-то причине невозможно совершить гусль, то можно пойти к себе домой для совершения гусля.
 

Помимо омовения в случае поллюции, человеку не разрешается оставлять мечеть для любого другого гусля. Недопустимо оставлять мечеть с целью совершения омовения для джума или просто купания (для охлаждения, например). Если человек оставит мечеть для этой цели, его и’тикаф будет недействительным. Он может постараться совершить полное омовение в каком-то месте в мечети – например, полить себя водой, сидя в большой емкости, так, чтобы вода не попала в мечеть (или если в мечети есть специальное место для омовения).
 

Еда
 

Если у человека есть родственники или друзья, которые могут принести ему в мечеть еду и воду, ему не дозволяется покидать мечеть для принятия пищи. Однако если у него нет никого, кто мог бы принести ему еду и воду, ему дозволяется покинуть мечеть с этой целью (аль-Бахру р-Раик). Однако еду и воду следует принести в мечеть и съесть внутри нее (Кифайятуль-муфти). Такому человеку, помимо остального, нужно иметь в виду, что он может покинуть мечеть тогда, когда он может найти пищу, если ему приходится ждать по какой-то причине (чтобы купить еду, например), ему дозволяется подождать.
 

Азан и джума-намаз
 

 Если муаззин совершает и’тикаф, и ему нужно выйти из мечети, чтобы провозгласить азан, ему разрешается выйти на улицу с этой целью. Но он не должен оставаться там после провозглашения азана.

 

 Если человек не является муаззином, но он хочет прочитать азан для конкретной молитвы, ему также разрешается покинуть мечеть с этой целью (Мабсут).

 

 Если дверь минарета мечети находится в самой мечети, то человеку дозволяется подняться на минарет, поскольку он является составной частью мечети. Однако если дверь минарета находится за пределами самой мечети, то человеку, совершающему и’тикаф, не дозволяется подниматься на минарет, кроме как с необходимостью прочитать азан (Ибн Абидин).

 

 Желательно совершать и’тикаф в такой мечети, где совершается джума намаз. Однако, если в данной мечети совершается лишь пятикратный намаз ежедневно, но не джума-намаз, человеку допускается совершить и’тикаф в такой мечети (Алямгири).

 

 В такой ситуации допускается перейти в другую мечеть для совершения джума-намаза. Однако необходимо покинуть свою мечеть с таким расчетом, чтобы по прибытии в джума-мечеть человек мог совершить четыре ракаата суннат-намаза и присутствовать на пятничной хутбе (Там же).

 

 Если человек, совершающий и’тикаф, пошел в определенную мечеть совершить джума, то он может совершить суннат-намазы после завершения фардов в этой мечети. Тем не менее, он не может оставаться (в этой мечети) после этого. (Там же). Если он остается на срок, превышающий необходимость (совершения молитв), то его и’тикаф не теряет силу, потому что он находится в мечети. (Бадаи)

 

 Если человек идет в джума-мечеть выполнять джума-намаз и после этого остается там, и завершает оставшийся период и’тикафа (в джума-мечети), то его и’тикаф будет действительным, однако, это действие нежелательно. (Алямгири). Можно совершать и’тикаф в одной мечети и совершать намаз таравих в другой при условии, что человек делает при этом (при совершении таравиха) намерение на и’тикаф (Алямгири, т. 1, с. 199).

 

Перемена мечети
 

Человеку в состоянии и’тикафа обязательно завершить свой и’тикаф в той же мечети, где он его начал. Однако если он сталкивается с какими-то экстремальными обстоятельствами, что ему невозможно совершить и’тикаф в мечети, например, мечеть может обрушиться, или его удаляют оттуда принудительно, или есть опасность для жизни или его имущества, он может перейти в другую мечеть и завершить там и’тикаф. Если кто-то оставил мечеть в таких обстоятельствах,  его и’тикаф будет действительным при условии, что при выходе из мечети он не ждет и не задерживается на дороге, но переходит непосредственно к другой мечети. (Алямгири)
 

Совершение молитвы джаназа и посещение больных
 

 В общем, недопустимо человеку, выполняющему и’тикаф, оставить мечеть, чтобы участвовать в джаназа-намазе или посещать больных. Однако если он вышел, к примеру, для справления нужды, и по дороге спросил о здоровье такого-то человека или поучаствовал в молитве джаназа, его и’тикаф остается в силе (Бадаи). 'Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил о состоянии больного, идя своей дорогой, и он не изменил свой путь к цели. (Абу Дауд). В связи с совершением джаназа-намаза ставится  условием, чтобы человек не задерживался после совершения молитвы. (Миркат).

 

 Кроме того, если человек, делая намерение на и’тикаф, имеет в виду, что он хочет в ходе и’тикафа посещать определенных больных, участвовать в джаназа намазах или посещать определенные религиозные собрания, он может сделать это, и будет допустимым оставить мечеть для этих целей, и его и’тикаф не аннулируется. Однако, в таком случае его и’тикаф станет нафль-и’тикафом, а не суннат-и’тикафом.

 

Действия, которые делают и’тикаф недействительным
 

  1. Помимо перечисленных выше вещей, и’тикаф становится недействительным, если человек пересекает границы мечети для других целей (помимо необходимости), даже на одно мгновение (Хидая). Так что будет считаться, что человек оставил мечеть, если его ноги окажутся за ее границами. Следовательно, если только одна голова человека находится за пределами мечети, то его и’тикаф не аннулируются. (Аль Бахру р-Раик).
     
  2. Аналогичным образом, если человек, совершающий и’тикаф, оставляет за мечеть по действительной шариатской необходимости, но после завершения такой необходимости, он ждет или остается вне мечети даже на одно мгновение, его и’тикаф таким образом, аннулируется. (Ибн Абидин).
     
  3. Если человек оставляет мечеть без действительной шариатской необходимости преднамеренно, в забывчивости или по ошибке, в любом случае и’тикаф  становится недействительным. Тем не менее, человек не впадает в грех за аннулирование и’тикафа, если покинет мечеть по ошибке или по забывчивости. (Там же).
     
  4. И’тикаф также будет недействительным, если человек выйдет за территорию мечети по ошибке, думая, что место, куда он вышел, входит в территорию мечети. Следовательно, человеку следует выяснить, где проходят границы мечети перед началом и’тикафа.
     
  5. Поскольку пост является условием и’тикафа, с нарушением поста и’тикаф теряет силу, будет ли это совершено преднамеренно, по ошибке или забывчивости. В любом случае и’тикаф становится недействительным. К примеру, если человек поест, думая, что еще не наступило время рассвета или наоборот, считая, что солнце уже зашло; или если во время полоскания рта вода попадет в пищевод. Во всех этих ситуациях пост  и, соответственно, и’тикаф нарушаются. Однако, если человек забыл, что он постится, и в таком состоянии съел и выпил что-то, то  его пост и и’тикаф не аннулируются. (Ибн Абидин)
     
  6. И’тикаф также теряет силу вследствие полового сношения, будет ли оно сделано намеренно или по ошибке, в течение дня или ночи, внутри мечети или за ее пределами, произошел ли выход семени или нет. Во всех этих ситуациях и’тикаф оказывается недействительным.
     
  7. Поцелуи и объятия не допускаются во время и’тикафа - если они приводят к поллюции, то и’тикаф становится недействительным. Тем не менее, если выхода семени не произошло, то, несмотря на запретность таких действий, и’тикаф не аннулируется. (Хидая).

 

Ситуации, когда на человеке не будет греха, если он нарушит и’тикаф
 

  1. Если в ходе и’тикаф человек заболевает так,  что невозможно вылечить болезнь, кроме, как оставив мечеть, то допустимо прервать и’тикаф.
     
  2. Допускается прервать и’тикаф и выйти на улицу (из мечети) для того, чтобы спасти человека, который тонет или погибает от пожара, или чтобы предотвратить пожар. (Ибн Абидин)
     
  3. Допускается прервать и’тикаф по болезни родителей, жены или детей (если им требуется помощь или болезнь очень серьезная).
     
  4. Допускается прервать и’тикаф, если пришел, например, ордер на арест, выданный правительством.
     
  5. Если принесли носилки с умершим, и нет никого, кто бы мог совершить джаназа намаз, то в этом случае допустимо прервать и’тикаф (Фатхуль-кадир).
     

Последствия нарушения и’тикафа – правила када (возмещения)
 

 Если и’тикаф маснун (суннат) теряет силу вследствие какой-то причины, изложенной выше, будет ваджибом сделать када только этого дня, в котором и’тикаф был недействительным. Нет необходимости совершать када полных десяти дней (Ибн Абидин).

 

Порядок совершения када этого дня выглядит следующим образом:
 

 Если в этом Рамадане есть время, то надо выполнить и’тикаф с намерением на када в этом Рамадане, начиная с захода солнца одного дня до захода солнца следующего дня. Если нет времени в этом конкретном Рамадане или, если невозможно по какой-то причине совершить и’тикаф в этом месяце, то кроме Рамадана, можно держать пост в любой день и выполнить и’тикаф в течение одного дня. С другой стороны, если человек сделает када и’тикафа в следующем Рамадане, это также будет действительным. Тем не менее, поскольку нет никакой гарантии, что он доживет до этого времени, соответственно, необходимо сделать када как можно быстрее.

 

 Если и’тикаф маснун становится недействительным, то не следует покидать мечеть. Но можно продолжить и’тикаф в оставшуюся часть последних десяти дней с намерением на нафль-и’тикаф. Таким образом,  хотя сунна муаккада не будет выполнена, но человек может заслужить саваб за нафль и’тикаф. С другой стороны, если и’тикаф стал недействительным из-за какой-то невольной ошибки, то не исключено, что Всевышний Аллах может даровать по Своей бесконечной милости награду как за маснун  и’тикаф последних десяти дней. Следовательно, предпочтительно в случае нарушения и’тикафа остаться в мечети и сделать намерение на нафль и’тикаф на следующий день.

 

Адабы и’тикафа
 

В связи с тем, что цель и’тикафа – полностью посвятить себя поминанию Аллаха, полностью отключившись от мирского, необходимо во время совершения и’тикафа избегать ненужных разговоров и действий. Время необходимо проводить в совершении долговых или желательных намазов, чтении Корана, совершении зикра и тасбиха, и другого ибадата. Кроме того, обучение или наоборот, преподавание исламских наук, чтение лекций, изучение книг по религиозным наукам, будет весьма желательным действием.
 

Допустимые (мубах) действия во время и’тикафа
 

Следующие действия допустимы в состоянии и’тикафа:
 

  1. Еда и питье.
     
  2. Необходимые сделки купли-продажи, относящиеся к удовлетворению жизненных потребностей. Однако недопустимо делать мечеть местом торговли как таковой (Кази Хан).
     
  3. Сон.
     
  4. Стрижка волос при условии, что волосы не загрязнят мечеть.
     
  5. Можно разговаривать, но необходимо избегать ненужных разговоров (Ибн Абидин).
     
  6. Вступать в брак и совершать иные сделки (Аль-Бахр).
     
  7. Менять одежду, применять духи и благовония (Куласатуль-фатава).
     
  8. Для оказания помощи больному в мечети подавать ему лекарства или поменять повязку (Фетвы Даруль-улюм Деобанд).
     
  9. Давать уроки Корана и религии (Ибн Абидин).
     
  10. Шить одежду и мыться при условии, что вода не попадет в мечеть. Это же правило применимо в случае стирки вещей и мытья посуды.

 

Все эти действия не нарушают и’тикаф и не считаются нежелательными (макрух).
 

Нежелательные действия во время и’тикафа (макрух)
 

  1. Хранить полное молчание, поскольку полная тишина не является условием и’тикафа. Если человек хранит молчание с намерением, что это молчание есть часть и’тикафа, на нем будет грех как за введение дурного новшества (бидаа). Однако если человек не будет считать молчание частью ибадата, а просто будет хранить молчание, чтобы избежать греха,  это допускается. Тем не менее, всякий раз, когда возникает необходимость, не следует воздерживаться от разговоров (Дурр аль-Мухтар).
     
  2. Необходимые разговоры допустимы, однако, следует избегать праздной болтовни и ненужных разговоров (Минхатуль халик).
     
  3. Нежелательно привозить товары, предназначенные для торговли, и оставить их в мечети.
     
  4. Занять место в мечети таким образом, что другим людям, совершающим и’тикаф или молящимся, это создаст трудности.
     
  5. Взимать плату за написание писем, пошив одежды или за учебу с людей во время  и’тикафа считается макрух (Аль-Бахр). Однако если у человека нет средств, чтобы обеспечить себя в эти дни и’тикафа, то он может заниматься каким-то делом, которое принесет ему доход (А Аллах знает лучше).
     

И, в общем, будет неправильным заниматься нежелательными делами, совершая суннат-ибадат.
 

И’тикаф манзур
 

Второй тип и’тикафа – это и’тикаф манзур, то есть, и’тикаф, который человек сделал обязательным для себя, принимая обет [назр].
 

Принимая во внимание тот факт, что это особая форма и’тикафа, которая редко встречается, ниже были изложены только необходимые правила. Для получения подробной информации следует обратиться к книгам по фикху или ученым.
 

Существуют два вида назр-и’тикафа: назр муайян и назр гайр муайян.
 

1) назр муайян: когда намерение на и’тикаф было сделано на определенный день, или на несколько дней,  или на месяц.
 

Например, человек делает назр (обет), что он будет совершать и’тикаф в последние десять дней месяца Шаабан. Однако если по какой-то причине он не может держать посты в эти дни, то он должен сделать када в другие дни. (Ибн Абидин)

 

2) назр гайр муайян: когда никаких конкретных месяцев или дней не было установлено для совершения и’тикафа.

 

Например, человек делает назр, что он будет выполнять и’тикаф в течение трех дней. Следовательно, будет допустимо для него совершать и’тикаф в любые три дня, когда он сможет держать пост, и его назр будет выполнен, если он совершает и’тикаф в эти дни.

 

Нафль и’тикаф
 

 Третий вид и’тикафа называется нафль и’тикаф. При совершении этого вида и’тикафа не обязательно держать пост, для него нет определенного времени или срока, человек получит награду за и’тикаф, если он входит в мечеть с намерением на и’тикаф в любое время и на любой срок.

 

 В последние десять дней Рамадана, если человек выполняет и’тикаф с намерением менее чем на десять дней, то такой и’тикаф будет нафль.

 

 Если человек идет в мечеть с целью совершения намаза и в момент вхождения в мечеть совершает намерение, что он хочет совершить и’тикаф в то время, которое он проведет в мечети, то он получит награду за и’тикаф.

 

 Нафль и’тикаф остается в силе в течение периода, в который человек находится в мечети. Когда он выходит из мечети, этот и’тикаф заканчивается.

 

 Человек, совершающий нафль и’тикаф, должен провести в мечети столько времени, сколько он намеревался провести в и’тикафе.

 

 Тем не менее, если он покидает мечеть по какой-то причине до завершения намеченного периода, то он получит награду за период, что он оставался в мечети. За остальной незавершенный период он не обязан (то есть, это не ваджиб для него) сделать када. (Ибн Абидин).

 

 Если человек, например, имел намерение совершить и’тикаф в течение трех дней, а затем при входе в мечеть, он совершает действие, которое нарушает его и’тикаф, то в таком случае его и’тикаф завершен, то есть он получит награду за период, что он провел в мечети до нарушения его и’тикафа, и, кроме того, не будет ваджибом для него совершать када (за незавершенный период). В этом случае, он может оставить мечеть, если он желает, или остаться в ней, сделав новое намерение на и’тикаф. В такой ситуации, желательно, чтобы он закончил то время, на которое он сделал намерение на и’тикаф.

 

И’тикаф женщин
 

 И’тикаф могут совершать не только мужчины; женщины также могут его совершать. Тем не менее, женщины не должны выполнять и’тикаф в мечети. Их и’тикаф возможен только в доме (это мнение ученых ханафитского мазхаба, ученые-шафииты, напротив, считают, что итикаф возможен только в мечети).

 

Процедура женского и’тикафа заключается в следующем:
 

  1. Женщины должны совершать и’тикаф в таком месте в доме, где они совершают намаз и другой ибатат. Если такого места не было ранее установлено, то это место следует определить до начала и’тикафа  и совершать и’тикаф  в этом месте (Ибн Абидин)
     
  2. Если в доме не определено конкретного места для молитвы, в таком случае женщина может по собственному усмотрению определить для и’тикафа любое место в пределах ее дома и совершать и’тикаф там. (Алямгири)
     
  3. Для замужней женщины обязательно получить согласие мужа для совершения и’тикафа. Недопустимо для женщины совершать и’тикаф без разрешения мужа. (Ибн Абидин) Тем не менее, мужья не должны без причины лишать своих жен возможности совершать и’тикаф, отказываясь дать согласие.
     
  4. Если женщина начала и’тикаф  с разрешения мужа, а затем он пытается запретить ей сделать его или как-то помешать ей его завершить, ему не дозволяется это делать. Если ему все-таки удается помешать жене совершать и’тикаф, завершать такой и’тикаф  для нее нет необходимости (Алямгири)
     
  5. Необходимо, чтобы женщина во время совершения и’тикафа не находилась в состоянии хайда или нифаса, то есть, она не может совершать и’тикаф в состоянии хайда или нифаса.
     
  6. Следовательно, женщина должна до начала совершения и’тикафа маснун, определить, не совпадет ли время менструации с периодом и’тикафа. Если менструация ожидается к концу последних десяти дней Рамадана, то ей не следует совершать и’тикаф маснун. Тем не менее, она может совершать нафль и’тикаф во время до прихода менструации.
     
  7. Если женщина приступила к совершению и’тикафа, и во время него у нее начинается менструация, то будет ваджибом (обязательным) для нее сразу же отказаться от совершения и’тикафа, как только начинается менструация. В такой ситуации будет ваджибом для нее совершить и’тикаф только за день, в который ей пришлось прервать и’тикаф (в результате прихода менструации).


Процедура такого када заключается в следующем:
 

После того, как женщина очищается от менструации, она держит пост в любой день и выполняет и’тикаф. Если остается время в Рамадане, то она может сделать када в Рамадан, в этом случае поста в Рамадан будет достаточно. Тем не менее, если Рамадан уже закончится в то время, когда она очистится от менструации, то она должна после него специально держать пост, чтобы совершить када и’тикаф в течение одного дня. (Комментарий к Бехишти Зевар)

 

  1. Для места в доме, определенного женщиной для совершения и’тикафа,  будут выполняться все хукмы, относящиеся к пребыванию в мечети. Будет недопустимым для нее уйти из этого места без шариатской необходимости. Она не может оставить это место и перейти в другую часть дома. Если она это сделает, ее и’тикаф нарушается.
     
  2. Правила, применяемые к выходу из мечети для мужчин, также применяются и к женщинам. Для тех нужд и потребностей, для которых мужчине дозволено покинуть мечеть, также дозволено оставить место и’тикафа женщине (кроме совершения джаназа). Для тех дел, для которых мужчинам дозволяется покинуть мечеть, также допустимо и для женщины оставить место совершения и’тикафа (для совершения этих дел). Соответственно, женщины должны до начала совершения и’тикафа тщательно ознакомиться с правилами, относящимися к совершению и’тикафа маснун, которые обсуждались ранее в соответствующем разделе.
     
  3. В ходе и’тикафа женщины могут, находясь в месте совершения и’тикафа, заниматься шитьем и вязанием. Они также могут руководить другими домочадцами в отношении вопросов, затрагивающих ведение домашнего хозяйства. Тем не менее, они не могут покинуть место, определенное для и’тикафа. Кроме того, предпочтительно, если женщина сосредоточится во время совершения и’тикафа на зикре, тасбихе, чтении Корана и другом ибадате. Ей не следует тратить слишком много времени на другие вопросы.